Смертные грехи через призму буддизма, тибетской книги мёртвых и атеизма.

Если вы больше любите слушать и смотреть, то по ссылке вы найдёте видео-версию этой статьи.

Все слышали о понятии «смертный грех». Такое понятие, правда, есть только в католицизме и православии. Хотя в последнем официально его и нет, есть концепция восьми страстей, что по сути одно и тоже. Смертный или главный грех отличается от обычного греха тем, что за него человек гарантированно попадает в ад, если не успел покаяться. Давайте посмотрим на список семи смертных грехов, который принимают и те и другие:

  1. Гордыня
  2. Зависть
  3. Гнев
  4. Уныние
  5. Алчность
  6. Чревоугодие
  7. Похоть, блуд

Есть ещё система, где смертных грехов или страстей восемь, она в том числе относится и к нашему православию. К перечисленным добавлена печаль, но, как многим кажется, да и мне тоже, его смело можно объединить с унынием.

Все мы слышали об этом списке, но почему именно эти деяния являются смертным грехами, а не какие-нибудь другие? Почему, скажем, убийство сюда не входит? Как объясняет христианство и церковь такой список? В основном они говорят, что смертные грехи разлучают человека с Богом, лишают его благодати и ведут к угасанию или смерти души. Но это не отвечает на вопрос почему это происходит. Ответ как бы потому что потому. Слушайся и меньше думай, это стандартный подход церкви к любознательным умам. Логический подход к этому вопросу прекрасно проиллюстрирован в одном очень старом ролике, который называется «Терминатора 3: Самый крутой боевик»

Тут можно посмотреть нужный отрывок. 

В общем, как вы уже догадались, в христианстве найти ответ на вопрос «почему» не удастся. Но это не значит, что такого ответа нет. Я неожиданно его нашёл когда читал Тибетскую Книгу Мёртвых. Это весьма интересно, потому что в буддизме понятия греха нет в принципе, но исходя из его понятий можно объяснить почему именно вредны смертные грехи принятые в христианстве.

Нужно небольшое вступление о буддизме и конкретно Тибетской Книге Мёртвых, она же Бордо Тхёдол или Освобождение в Бордо путём слушания. Это своеобразный мануал для умершего, который зачитывается над бездыханным телом, чтобы душа могла услышать инструкции и попасть туда, куда ей нужно. А куда может быть нужно спросите вы?

Основополагающей идеей тут является жизнь как иллюзия. То есть то, что вы видите, чувствуете и переживаете на самом деле — иллюзия. На самом деле нет ни тела, ни мира вокруг, ни еды, ни удовольствий, ничего. Просветление – это осознание этого просто утверждения и избавления от материальных оков. Звучит просто, но осуществить на практике это очень сложно. Именно для этих целей монахи уходят в уединение в горы, убирают все внешние раздражители, соблюдают аскезу и т.п. Если нет соблазна, то легче отвлечься от материального.

Буддисты верят в реинкарнацию, т.е. то, что ваша душа после смерти перерождается в другое тело или животное, или растение, или дух, или полубога. Исходя из этого и есть такой раздел как «искусство умирать», который почти повторяет Тибетскую Книгу Мёртвых. Разница маленькая, но по сути существенная и я чуть позже поясню в чём.

Итак, согласно «искусству умирать» после смерти тела, душа от него отделяется и получает выбор куда ей дальше перемещаться. На этот выбор у души есть 49 дней, первый цикл длится 9 дней, а второй 40. Что довольно интересно сочетается с нашими обычаями отмечать 9 и 40 дней по усопшему, но это отдельная тема. Звучит довольно просто, но на деле всё, конечно, гораздо сложнее. Так как многие не в курсе этой инструкции для умершего, то душа находится в шоке и не знает, что ей делать. Она начинает метаться в известные ей места, пытаться общаться с известными ей людьми, но, конечно, никто ей не отвечает. По привычке испытывает голод и другие желания, но, естественно, удовлетворить их никак не может, потому что мёртвые есть и пить не могут, ибо не во что и не чем. Параллельно с этим душе являются разные световые лучи, каждому из которых соответствует разное, скажем так, царство перерождения.

Тускло-белый свет — царство дэвов, полубогов.

Тускло-зеленый —царства демонов.

Желтый — люди.

Тускло-голубой — животные.

Тускло-красный — духи.

Тускло-серый — адские миры.

Но их всех рекомендуют избегать, а стремиться к ослепительно белому свету. Вот тут информация разнится между Тибетской Книгой Мёртвых и «искусством умирать». Согласно второму это царство Бога, а согласно первому – это выход из иллюзии вообще, т.е. там нет никаких богов, там нет ничего связанного с понятиями этого мира. Но не смотря на это они сходятся в том, что туда надо стремиться.

Вроде всё не так уж сложно, но в чём сложность и подвох? Во-первых, ослепительно-белый свет бьёт сильно и больно и не зная о том, что он спасительный, душа начинает его избегать, чтобы не испытывать дискомфорт или даже боль. Поэтому все тусклые цвета гораздо привлекательнее для неё, потому что мягче. Во-вторых, есть много вещей, который отвлекают душу и удерживают в материальном мире. Если умер, скажем, алкоголик, то спустя сутки такого «астрала» у него уже могут начать достаточно сильно «гореть трубы» и он будет одержим желанием выпить, ну или это обжора и ему уже невыносимо хочется есть. Это по сути желания материального и они удерживают душу в материальном мире. Тела, конечно, нет, но дело не в желании тела, а в моральной привычке, в зависимости. Думаю, что некоторые уже связали цепочки воедино, но я всё же подробно поясню как это всё объясняет смысл смертных грехов.

Итак, как стало понятно из вышеизложенного, материальная привязанность мешает душе уйти в нирвану, т.е. выйти из круга перерождений в царство Бога или вообще в другие измерения. Так вот каждый из смертных грехов – индикатор сильной материальной привязанности.

Гордыня невозможна если ты считаешь этот мир иллюзией, ибо чем гордиться, если этого всего на самом деле нет? Чтобы гордиться надо признать, что есть, скажем, люди и ты их в чём-то превосходишь. Что ты более красивый или более умный, например. Чтобы так считать, надо действительно верить, что вы существуете, верить в своё преимущество. Чтобы проиллюстрировать на сколько это глупо с точки зрения буддизма, то представьте себе игрока в компьютерную игру, который гордится своим персонажем, который ночью обнулится вместе со всеми достижениями и не будет ни его игрока, ни более слабых, потому что они лишь виртуальные персонажи. Так же и для буддиста гордится достижениями здесь нелепо, ибо после смерти ничего этого не будет, а в рамках бесконечности наша жизнь кончится так же быстро, как обнуление персонажа в полночь.

Зависть. Чтобы завидовать кому-то надо признавать ценность материальных вещей. Завидовать большему дому, более крутой тачке и т.д. – это всё привязанность к материальному.

Гнев. Вроде бы эмоция, но она к чему-то привязана. Что-то вы приняли на столько в серьез, что разозлились и выдали очень бурную реакцию. Вы уже не воспринимаете мир как игру или иллюзию, уже всё серьезно, потому что что-то вас смогло задеть. Гнев тоже будет вас держать в этом мире. Представьте, что человека убили и его душа в гневе пытается отомстить убийце. Так она тоже не сможет освободиться.

Уныние. Тоже самое. Вы настолько серьёзно воспринимаете реальность, что что-то смогло вас расстроить. Причём уныние не равно безразличию. Тут именно разочарование в чём-то и в чём-то материальном. В общем и целом, я думаю понятно.

Алчность. Ну тут ещё проще, озабоченность материальными ценностями привязывает к материальному, простите за тавтологию.

Чревоугодие. Одержимость пищей, желание потреблять еду и ублажать материальное тело не даст вам освободиться и уйти в нирвану однозначно.

Ровно как и похоть, потому что это тоже одержимость материальными удовольствиями.

Исходя из этого становится понятно почему именно эти семь смертных грехов отделяют вас от Бога, а на самом деле от ухода из этого иллюзорного мира, за пределами которого никто не знает что будет. Это, кстати, как мне лично кажется очень важно и существенно, помните я говорил, что пункт назначения ослепительного света в буддизме вообще и конкретно в Тибетской Книге Мёртвых отличается? Так вот сами буддийские тексты подвергались изменениям, потому что буддизм имеет множество течений и школ, которые тоже между собой враждуют за влияние. А ТКМ читали всегда над телами умерших и никаких политических бонусов её изменение никому не приносило, поэтому, имхо, она меньше изменялась и поэтому то она ведёт человека к избавлению от всего, в том числе от богов, которые властвуют над этим миром, а буддийское «искусство умирать» ведёт вас в царство Бога, а не из него 😉

Уголок атеиста.

И как весь этот теологический бред может быть полезен атеистам и с чего бы вдруг людям приемлющим только рациональное мышление вообще на это обращать внимание? На это у меня тоже есть некие соображения.

Я лично считаю, что каждый из смертных грехов мешает именно рациональному мышлению и адекватному восприятию действительности. Не буду тянуть кота за яйца и расскажу про каждый грех подробно.

  1. Гордыня. Она мешает адекватному восприятию действительности. Человек страдающей ей думает, что он лучше всех в каком-либо деле или качестве. В большинстве случаев это не так, а даже если так, то всегда может появиться тот, кто будет лучше, но гордыня помешает это вовремя понять и увидеть. Иными словами, гордыня – это такая пелена восприятия, которая мешает бесстрастно и объективно смотреть на происходящее.
  1. Зависть. Она также мешает жить своей жизнью человеку. Когда появляется зависть, то он забывают про свою жизнь и следит только за предметом своей зависти, это затуманивает рассудок и опять же приводит к неадекватному восприятию действительности. Одержимость чьими-либо успехами не способствует обретению своих и даже отвлекает, провоцирует появление негативных эмоций, которые пагубно будут сказываться на эмоциональном и физическом здоровье человека.
  1. Чревоугодие. Вредит здоровью тела и чистоте рассудка, ибо чревоугодливый человек что и думает, как только о еде и пропитании. Тратить столько времени и ресурсов на изыски в пропитании не рационально и вредно. Плюс это одержимость едой, а одержимость и объективность не соседствуют.
  1. Блуд. Он может привести к множеству заболеваний, от которых не так то просто избавиться, а во времена, когда писали эти правила их лечить скорее всего вообще не умели. Похоть также порождает неясность ума и приводит к неадекватному восприятию действительности. Она является одержимостью, а одержимость с адекватностью не сочетается.
  1. Гнев. Также, как и все предыдущие грехи, гнев мешает здраво оценивать ситуацию, беспристрастно проводить умозаключения. Провоцирует потерю контроля.
  1. Алчность. Зацикленность на денежном достатке и материальных ценностях также приводит к ограниченности разума и неадекватному восприятию действительности, в которой много интересных вещей помимо тех самых ценностей. И это тоже одержимость.
  1. Уныние. Печалиться – не рационально. Это не решает проблему и затягивает процесс работы над ней. Плюс угнетающее эмоциональное состояние вредно для здоровья.

Вот такое применение смертных грехов для атеистов.

Кстати, хочу отдельно подчеркнуть, что факт адекватности и осмысленности системы смертных грехов не говорит об адекватности и осмысленности конфессии, в которой она принята. Т.е. если со смертными грехами церковь не ошиблась, это не значит, что она права во всём остальном. Я лично считаю, что концепция смертных грехов и некоторые заповеди – это единственные полезные вещи из всего христианства, но это лишь моя точка зрения.

6 комментариев

  1. Очень хорошая статья. Автору – респект. Написана просто, интересно, да еще и с точки зрения буддизма, христианства и атеизма!

  2. «Почему убийство сюда не входит?» Убийство проистекает из страстей — можно убить в гневе, от зависти, алчности, может и чревоугодия…)
    И да, уныние в библейском значение — это лень, праздность; ну а печаль, то, что вы перепутали с унынием. То бишь восемь страстей

  3. Большое спасибо, искала про книгу мертвых, все подробно и то, что нужно объяснили за пару минут! !!! А Главное четко!!! к прочтению, думаю, все таки вернусь, но потребность удовлетворена)))

  4. Большое спасибо, искала про книгу мертвых, все подробно и то, что нужно объяснили за пару минут! !!! А Главное четко!!! к прочтению, думаю, все таки вернусь, но потребность удовлетворена)))

  5. Атеисты, смотрят свысока на людей верующих, считая их недостаточно умными. А порой даже высмеивая, считая веру достоянием глупцов. Вот у кого гордыня, спрятанная за ширмой якобы рационального мышления. Хотя и сами атеисты не далеко ушли в своих незрелых суждениях, до сих пор веруя в абсолютно недоказанную теорию взрыва, в результате которого образовалась сложнешная по устройству вселенная. И в эволюцию, которую до сих пор пишут в учебниках, а при детальном изучении вопроса, знатоки разводят руками. Это как если бы верить, что компьютер образовался в результате смерча на свалке, а когда у него «случайно» возник разум, эволюлюционировал в микроволновку. (Это если совсем примитивно) Разум! Вот та сила, которой творится мир. Перед тем как вселенной стать тем, что она есть, ее на «выдумать».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.