Смертные грехи через призму буддизма, тибетской книги мёртвых и атеизма.

Если вы больше любите слушать и смотреть, то по ссылке вы найдёте видео-версию этой статьи.

Все слышали о понятии «смертный грех». Такое понятие, правда, есть только в католицизме и православии. Хотя в последнем официально его и нет, есть концепция восьми страстей, что по сути одно и тоже. Смертный или главный грех отличается от обычного греха тем, что за него человек гарантированно попадает в ад, если не успел покаяться. Давайте посмотрим на список семи смертных грехов, который принимают и те и другие:

  1. Гордыня
  2. Зависть
  3. Гнев
  4. Уныние
  5. Алчность
  6. Чревоугодие
  7. Похоть, блуд

Есть ещё система, где смертных грехов или страстей восемь, она в том числе относится и к нашему православию. К перечисленным добавлена печаль, но, как многим кажется, да и мне тоже, его смело можно объединить с унынием.

Все мы слышали об этом списке, но почему именно эти деяния являются смертным грехами, а не какие-нибудь другие? Почему, скажем, убийство сюда не входит? Как объясняет христианство и церковь такой список? В основном они говорят, что смертные грехи разлучают человека с Богом, лишают его благодати и ведут к угасанию или смерти души. Но это не отвечает на вопрос почему это происходит. Ответ как бы потому что потому. Слушайся и меньше думай, это стандартный подход церкви к любознательным умам. Логический подход к этому вопросу прекрасно проиллюстрирован в одном очень старом ролике, который называется «Терминатора 3: Самый крутой боевик»

Тут можно посмотреть нужный отрывок. 

В общем, как вы уже догадались, в христианстве найти ответ на вопрос «почему» не удастся. Но это не значит, что такого ответа нет. Я неожиданно его нашёл когда читал Тибетскую Книгу Мёртвых. Это весьма интересно, потому что в буддизме понятия греха нет в принципе, но исходя из его понятий можно объяснить почему именно вредны смертные грехи принятые в христианстве.

Нужно небольшое вступление о буддизме и конкретно Тибетской Книге Мёртвых, она же Бордо Тхёдол или Освобождение в Бордо путём слушания. Это своеобразный мануал для умершего, который зачитывается над бездыханным телом, чтобы душа могла услышать инструкции и попасть туда, куда ей нужно. А куда может быть нужно спросите вы?

Основополагающей идеей тут является жизнь как иллюзия. То есть то, что вы видите, чувствуете и переживаете на самом деле — иллюзия. На самом деле нет ни тела, ни мира вокруг, ни еды, ни удовольствий, ничего. Просветление – это осознание этого просто утверждения и избавления от материальных оков. Звучит просто, но осуществить на практике это очень сложно. Именно для этих целей монахи уходят в уединение в горы, убирают все внешние раздражители, соблюдают аскезу и т.п. Если нет соблазна, то легче отвлечься от материального.

Буддисты верят в реинкарнацию, т.е. то, что ваша душа после смерти перерождается в другое тело или животное, или растение, или дух, или полубога. Исходя из этого и есть такой раздел как «искусство умирать», который почти повторяет Тибетскую Книгу Мёртвых. Разница маленькая, но по сути существенная и я чуть позже поясню в чём.

Итак, согласно «искусству умирать» после смерти тела, душа от него отделяется и получает выбор куда ей дальше перемещаться. На этот выбор у души есть 49 дней, первый цикл длится 9 дней, а второй 40. Что довольно интересно сочетается с нашими обычаями отмечать 9 и 40 дней по усопшему, но это отдельная тема. Звучит довольно просто, но на деле всё, конечно, гораздо сложнее. Так как многие не в курсе этой инструкции для умершего, то душа находится в шоке и не знает, что ей делать. Она начинает метаться в известные ей места, пытаться общаться с известными ей людьми, но, конечно, никто ей не отвечает. По привычке испытывает голод и другие желания, но, естественно, удовлетворить их никак не может, потому что мёртвые есть и пить не могут, ибо не во что и не чем. Параллельно с этим душе являются разные световые лучи, каждому из которых соответствует разное, скажем так, царство перерождения.

Тускло-белый свет — царство дэвов, полубогов.

Тускло-зеленый —царства демонов.

Желтый — люди.

Тускло-голубой — животные.

Тускло-красный — духи.

Тускло-серый — адские миры.

Но их всех рекомендуют избегать, а стремиться к ослепительно белому свету. Вот тут информация разнится между Тибетской Книгой Мёртвых и «искусством умирать». Согласно второму это царство Бога, а согласно первому – это выход из иллюзии вообще, т.е. там нет никаких богов, там нет ничего связанного с понятиями этого мира. Но не смотря на это они сходятся в том, что туда надо стремиться.

Вроде всё не так уж сложно, но в чём сложность и подвох? Во-первых, ослепительно-белый свет бьёт сильно и больно и не зная о том, что он спасительный, душа начинает его избегать, чтобы не испытывать дискомфорт или даже боль. Поэтому все тусклые цвета гораздо привлекательнее для неё, потому что мягче. Во-вторых, есть много вещей, который отвлекают душу и удерживают в материальном мире. Если умер, скажем, алкоголик, то спустя сутки такого «астрала» у него уже могут начать достаточно сильно «гореть трубы» и он будет одержим желанием выпить, ну или это обжора и ему уже невыносимо хочется есть. Это по сути желания материального и они удерживают душу в материальном мире. Тела, конечно, нет, но дело не в желании тела, а в моральной привычке, в зависимости. Думаю, что некоторые уже связали цепочки воедино, но я всё же подробно поясню как это всё объясняет смысл смертных грехов.

Итак, как стало понятно из вышеизложенного, материальная привязанность мешает душе уйти в нирвану, т.е. выйти из круга перерождений в царство Бога или вообще в другие измерения. Так вот каждый из смертных грехов – индикатор сильной материальной привязанности.

Гордыня невозможна если ты считаешь этот мир иллюзией, ибо чем гордиться, если этого всего на самом деле нет? Чтобы гордиться надо признать, что есть, скажем, люди и ты их в чём-то превосходишь. Что ты более красивый или более умный, например. Чтобы так считать, надо действительно верить, что вы существуете, верить в своё преимущество. Чтобы проиллюстрировать на сколько это глупо с точки зрения буддизма, то представьте себе игрока в компьютерную игру, который гордится своим персонажем, который ночью обнулится вместе со всеми достижениями и не будет ни его игрока, ни более слабых, потому что они лишь виртуальные персонажи. Так же и для буддиста гордится достижениями здесь нелепо, ибо после смерти ничего этого не будет, а в рамках бесконечности наша жизнь кончится так же быстро, как обнуление персонажа в полночь.

Зависть. Чтобы завидовать кому-то надо признавать ценность материальных вещей. Завидовать большему дому, более крутой тачке и т.д. – это всё привязанность к материальному.

Гнев. Вроде бы эмоция, но она к чему-то привязана. Что-то вы приняли на столько в серьез, что разозлились и выдали очень бурную реакцию. Вы уже не воспринимаете мир как игру или иллюзию, уже всё серьезно, потому что что-то вас смогло задеть. Гнев тоже будет вас держать в этом мире. Представьте, что человека убили и его душа в гневе пытается отомстить убийце. Так она тоже не сможет освободиться.

Уныние. Тоже самое. Вы настолько серьёзно воспринимаете реальность, что что-то смогло вас расстроить. Причём уныние не равно безразличию. Тут именно разочарование в чём-то и в чём-то материальном. В общем и целом, я думаю понятно.

Алчность. Ну тут ещё проще, озабоченность материальными ценностями привязывает к материальному, простите за тавтологию.

Чревоугодие. Одержимость пищей, желание потреблять еду и ублажать материальное тело не даст вам освободиться и уйти в нирвану однозначно.

Ровно как и похоть, потому что это тоже одержимость материальными удовольствиями.

Исходя из этого становится понятно почему именно эти семь смертных грехов отделяют вас от Бога, а на самом деле от ухода из этого иллюзорного мира, за пределами которого никто не знает что будет. Это, кстати, как мне лично кажется очень важно и существенно, помните я говорил, что пункт назначения ослепительного света в буддизме вообще и конкретно в Тибетской Книге Мёртвых отличается? Так вот сами буддийские тексты подвергались изменениям, потому что буддизм имеет множество течений и школ, которые тоже между собой враждуют за влияние. А ТКМ читали всегда над телами умерших и никаких политических бонусов её изменение никому не приносило, поэтому, имхо, она меньше изменялась и поэтому то она ведёт человека к избавлению от всего, в том числе от богов, которые властвуют над этим миром, а буддийское «искусство умирать» ведёт вас в царство Бога, а не из него 😉

Уголок атеиста.

И как весь этот теологический бред может быть полезен атеистам и с чего бы вдруг людям приемлющим только рациональное мышление вообще на это обращать внимание? На это у меня тоже есть некие соображения.

Я лично считаю, что каждый из смертных грехов мешает именно рациональному мышлению и адекватному восприятию действительности. Не буду тянуть кота за яйца и расскажу про каждый грех подробно.

  1. Гордыня. Она мешает адекватному восприятию действительности. Человек страдающей ей думает, что он лучше всех в каком-либо деле или качестве. В большинстве случаев это не так, а даже если так, то всегда может появиться тот, кто будет лучше, но гордыня помешает это вовремя понять и увидеть. Иными словами, гордыня – это такая пелена восприятия, которая мешает бесстрастно и объективно смотреть на происходящее.
  1. Зависть. Она также мешает жить своей жизнью человеку. Когда появляется зависть, то он забывают про свою жизнь и следит только за предметом своей зависти, это затуманивает рассудок и опять же приводит к неадекватному восприятию действительности. Одержимость чьими-либо успехами не способствует обретению своих и даже отвлекает, провоцирует появление негативных эмоций, которые пагубно будут сказываться на эмоциональном и физическом здоровье человека.
  1. Чревоугодие. Вредит здоровью тела и чистоте рассудка, ибо чревоугодливый человек что и думает, как только о еде и пропитании. Тратить столько времени и ресурсов на изыски в пропитании не рационально и вредно. Плюс это одержимость едой, а одержимость и объективность не соседствуют.
  1. Блуд. Он может привести к множеству заболеваний, от которых не так то просто избавиться, а во времена, когда писали эти правила их лечить скорее всего вообще не умели. Похоть также порождает неясность ума и приводит к неадекватному восприятию действительности. Она является одержимостью, а одержимость с адекватностью не сочетается.
  1. Гнев. Также, как и все предыдущие грехи, гнев мешает здраво оценивать ситуацию, беспристрастно проводить умозаключения. Провоцирует потерю контроля.
  1. Алчность. Зацикленность на денежном достатке и материальных ценностях также приводит к ограниченности разума и неадекватному восприятию действительности, в которой много интересных вещей помимо тех самых ценностей. И это тоже одержимость.
  1. Уныние. Печалиться – не рационально. Это не решает проблему и затягивает процесс работы над ней. Плюс угнетающее эмоциональное состояние вредно для здоровья.

Вот такое применение смертных грехов для атеистов.

Кстати, хочу отдельно подчеркнуть, что факт адекватности и осмысленности системы смертных грехов не говорит об адекватности и осмысленности конфессии, в которой она принята. Т.е. если со смертными грехами церковь не ошиблась, это не значит, что она права во всём остальном. Я лично считаю, что концепция смертных грехов и некоторые заповеди – это единственные полезные вещи из всего христианства, но это лишь моя точка зрения.

7 комментариев

  1. Очень хорошая статья. Автору – респект. Написана просто, интересно, да еще и с точки зрения буддизма, христианства и атеизма!

  2. «Почему убийство сюда не входит?» Убийство проистекает из страстей — можно убить в гневе, от зависти, алчности, может и чревоугодия…)
    И да, уныние в библейском значение — это лень, праздность; ну а печаль, то, что вы перепутали с унынием. То бишь восемь страстей

  3. Большое спасибо, искала про книгу мертвых, все подробно и то, что нужно объяснили за пару минут! !!! А Главное четко!!! к прочтению, думаю, все таки вернусь, но потребность удовлетворена)))

  4. Большое спасибо, искала про книгу мертвых, все подробно и то, что нужно объяснили за пару минут! !!! А Главное четко!!! к прочтению, думаю, все таки вернусь, но потребность удовлетворена)))

  5. Атеисты, смотрят свысока на людей верующих, считая их недостаточно умными. А порой даже высмеивая, считая веру достоянием глупцов. Вот у кого гордыня, спрятанная за ширмой якобы рационального мышления. Хотя и сами атеисты не далеко ушли в своих незрелых суждениях, до сих пор веруя в абсолютно недоказанную теорию взрыва, в результате которого образовалась сложнешная по устройству вселенная. И в эволюцию, которую до сих пор пишут в учебниках, а при детальном изучении вопроса, знатоки разводят руками. Это как если бы верить, что компьютер образовался в результате смерча на свалке, а когда у него «случайно» возник разум, эволюлюционировал в микроволновку. (Это если совсем примитивно) Разум! Вот та сила, которой творится мир. Перед тем как вселенной стать тем, что она есть, ее на «выдумать».

  6. итог таков — несмотря на то, что лишь через грех ты приближаешься к истине своей сущности, грешить плохо однако…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.